Мы обещали подробнее остановиться на очень важной теме,

связанной с Богом, в Которого мы верим. Прошлое занятие было об Иисусе Христе; о том, что Он соединил в Себе две природы и две воли. Это была так называемая «христологическая проблема». На этом занятии мы столкнемся с проблемой посерьезней: ТРОИЦА. «Проблема Троицы» – говорят теологи. Не у Нее – у Бога нет проблем. У нас с Ней. Потому что наше непринятие, неверие – это наша проблема.

Вообще, у Апостолов Иисуса Христа, судя по Евангелию и их посланиям, с этим проблем не было.

Достаточно вспомнить исповедание Петра:

lorem

Мф. 16:16

или Фомы:
lorem

Ин. 20:28

И, исповедуя Иисуса Христом, Господом и Богом, им и в голову не приходила мысль, что они богохульствуют или предают Бога их отцов, Бога Авраама, Исаака и Иакова, Бога, некогда выведшего их народ из Египта… «Господь, Бог наш, Господь един есть!»
lorem

Втор. 6:4

– знали они с детства.

Next

Все было бы намного проще, если бы Сам Иисус растолковал им, и нам через них – как уживаются в Нем две природы и две воли.

Как уживаются вместе Трое – Отец, Сын и Дух Святой, и Каждый из Них – Бог; как так могло получиться и зачем это надо… Но, увы… Он не растолковал. И проблема появилась… Главным вопросом был – как привести к общему знаменателю два Божьих откровения о Себе – Он Един, и нет богов, кроме Него – с одной стороны, и Бог – Отец, Сын и Дух Святой – с другой… Меньше всех «досталось» Богу-Отцу в этих спорах – оно и понятно. Чтобы облегчить понимание, мы решили дать вам схему и таблицу. Обычно Троицу символически изображают в виде трех пересекающихся кругов (круг, не имеющий начала и конца, – символ бесконечности). В каждом круге – одна из Ипостасей (Личностей) Троицы, а стрелкой указаны ереси против Каждой из Них.

Next

В таблице – «авторы» ересей и их суть.

Next

Бог - Отец

Гностики - от греч. "гнозис" - знание (смешение восточных религиозно-философских культов) - Строгий дуализм. 2 бога: добрый – творец духовного мира, злой – творец материального мира. Как следствие – отрицание воскресения плоти.

Бог - Сын

Гностики

Иисус лишь носитель гнозиса, дающего спасительное знание. Физически он не воскресал.

Суббординатизм

(подчинённость) - Сын подчинён Отцу, Дух подчинён Отцу и Сыну. Фактически ипостаси не равны между собой.

Монархианство

(общее название двух направлений) - единство Бога, полное отрицание Троицы.

Динамизм

(Павел Самосатский) - "Сын - человек, облечённый силой в Крещении", "усыновлён" - адопцианство.

Next

Бог - Сын

Модализм

(Ноэт, Праксей, Савеллий) - Отец, Сын и Дух Святой суть одно, лишь разные имена и способы откровения Единого Бога.

Арианство

(Арий) - Христос не Бог, сотворён во времени или до времени. Промежуточное существо между Богом и человеком. Бог сотворил Христа, а через него сотворил мир.

Бог Дух Святой

Практически все ереси - Дух Святой не Бог и не Личность, лишь божественная сила или благодать, данная Апостолам.

Next

Все ереси, отвергая Божественность Сына и Духа Святого, делали невозможным спасение, оно рассматривалось церковью всецело как деяние Божье, и передавали «спасение утопающих в руки самих утопающих» – то есть человека, фактически как все другие религии. Самой серьезной ересью, и по распространенности территориально и по продолжительности по времени, было арианство. В несколько измененной форме оно вошло в учение некоторых современных псевдо христианских течений, отрицающих Триединство Бога, в частности, Божественность Святого Духа, а ведь Христос очень серьезно предостерегал против этого.

lorem

Мф. 12:31–32

Ответом на эту ересь стал Никейский символ веры (в православии Никео-Цареградский) – Никея (325 г.) – Константинополь (381 г.), принятый всей Церковью и исповедуемый по сей день, как сжатая суть нашей христианской веры и защита от лжеучений. Два других – Апостольский и Афанасьевский (прочитай «Кр. Катехизис» М.Лютера, стр. 12, 13, 33 и 151–240.) Самым подробным Символом веры касательно проблемы Троицы стал Афанасьевский.

Next

Хотим дать лишь небольшой комментарий к Никейскому символу веры, касательно темы занятия:

«Верую в единого Бога…»

Бог – Творец как духовного, так и материального мира; против гностиков

«Единородного Сына… Истинного Бога»

против АРИАН

«распятого при Понтии Пилате»

не с целью показать его, Пилата, особую греховность, но что факт физического распятия, смерти и погребения имел определенное место в истории

«Его же царствию не будет конца»

против МАРКЕЛЛА, считавшего, что однажды сыновство Христа прекратится и Логос (Слово) вновь взойдет к Отцу

«Духа Святого… исходящего от Отца и Сына…»

«и Сына» (филиокве) – добавлено Западной церковью, без согласования с Восточной, что стало официальной причиной их разрыва в 1054 году.

Next

Вывод из занятия:

Троица – слово, которого в Библии НЕТ. А БОГ – ЕСТЬ! Триединый Бог – понятие, которое не укладывается в голове и не поддается никакой логике. Что не мешает Богу существовать. В конце концов – если тебя не понимают, это не мешает тебе оставаться ТЕМ, КТО ты есть! И не ищи примеров для аналогии с Богом, Ему нет аналогов, да и каждый пример имеет свой изъян, а такие, как вода (лед, вода, пар – с формулой Н2О), вид солнца, свет и тепло или человек (плоть, душа и дух) – и вовсе отражают подход модализма…

Next

Вот как обозначил это Афанасий:

У Триединого Бога, по-прежнему, много противников (и будет всегда) – ереси всегда отличались логичностью. Но также много и тех, кто верит в такого Бога, Каким Он явил нам Себя со страниц Писания – и мы среди них. Да, мы верим, что существует лишь одна Божественная Сущность, Единая и Неделимая, называемая Бог – и три Личности, отличные друг от друга, но одинаково Божественные, а потому равные, вечные, несотворенные. И благодаря Им – мы живем и верим.

Next

Пожалуйста, ответьте на вопросы ниже, для завершения прохождения этого урока:

Ваше имя
Обратный e-mail
Как, по-твоему, отрицание Божественности Духа Святого делает невозможным спасение? (Мф. 12:31-32)
Почему формулировка, вошедшая в Никейский символ веры, была столь важна для церкви?
Что дает лично тебе вера в то, что Бог триедин – Отец, Сын, Дух Святой?
ваши комментарии (необязательно)